Не всё то мозаика…*

Прогуливаясь по бульвару на проспекте Королёва, горожане проходят мимо большого уличного стенда. Этой пятиугольной конструкции, наверное, не менее 40 лет. Она запечатлена на ряде исторических фотографий. И один из снимков послужил основой для утверждений, что стенд когда-то был украшен мозаичным панно. Так ли это?

Фотография субботника 1980-х годов на проспекте Королёва получила в последнее время известность как «свидетельство» того, что в нашем городе находилась ещё одна (утраченная?) монументальная мозаика. В соцсетях под снимком стали появляться комментарии жителей, которые «помнят» эту «мозаику» и спрашивают, куда она делась.

Субботник на проспекте Королёва, 1980-е. Мозаика? Источник: Pastvu.com

Казалось бы, о чём тут спорить? Имеется фотография, имеются воспоминания… Но не всё то мозаика, что выглядит как мозаика. Бывает, что фотография способна ввести в заблуждение, а человеческая память настолько гибка, что нередко корректируется с течением времени и в зависимости от обстоятельств.

Проспект Королева начал застраиваться во второй половине 1960-х. Его украшением стал бульвар, который успешно сочетает в себе не только эстетическую, но и ряд утилитарных функций. Он ценен и как озеленённый участок, и как фактор психологической разгрузки в оживлённой зоне с интенсивным движением транспорта.

Бульвар на проспекте Королёва. Фото автора

В 1970-е – 1980-е на бульваре была установлена конструкция – что-то вроде массивного, заметного издалека щита. Предполагалось, видимо, что он может быть использован в разных целях: под размещение социальной информации или наглядной агитации, а может быть, и как декоративная композиция.

Первоначальным (или одним из первых?) заполнением его плоскости стал план застройки жилого района Новые Подлипки, центральной осью которого и является проспект Королёва.

Проспект Королева, бульвар. Конец 1970-х – начало 1980-х. Источник: Pastvu.com

Не все замыслы архитекторов, отраженные на плане, сбылись. Содержание стационарного стенда со временем устарело. И на щите появилось изображение, которое в наши дни, опираясь на историческую фотографию и зыбкую человеческую память, иногда называют «мозаикой».

Оно действительно имитировало мозаичное панно. Настолько удачно, что только при приближении к щиту становилось ясно, что это такое на самом деле.

Я выросла в Новых Подлипках, мой дом находится поблизости от бульвара. Мимо щита я ходила в школу и обратно. С детства любя монументальное искусство, я обращала внимание на все такие работы, которые встречались мне в городе. Помню, как страстно мне хотелось, чтобы их было больше.

…И я помню свое детское разочарование от того, что это плакат.

В 1990-е годы, когда многое в жизни менялось, конструкция могла быть демонтирована. Однако её оставили. Изображение на ней сменилось несколько раз, и сегодня мы лицезреем наименее удачное из них.

Современное фото

Вернёмся, однако, к тем временам, когда на уличном стенде мы видели космонавта со звездой в руках.

Обращает на себя внимание сходство этого изображения с известной московской мозаикой на фасаде школы по адресу Варшавское шоссе, 12. Автором её является художник Юрий Королёв.

Мозаика (1969 г.) на боковом фасаде школы. Москва, Варшавское шоссе, 12. Источник: moscowwalks.ru

Юрий Константинович Королёв (1929 – 1992) – Народный художник СССР, лауреат Государственной премии РФ.С 1980-го и до конца жизни возглавлял Государственную Третьяковскую галерею. Королёв относится к замечательной плеяде наших монументалистов XX века.

Юрий Королёв в своём кабинете в Третьяковской галерее, 1980-е. Источник: academia.rah.ru

Фигура космонавта на городском плакате 1980-х почти повторяет фигуру космонавта на московской мозаике Юрия Королёва. Сохранена идея: космонавт несёт людям звезду, как Прометей нёс людям огонь, похищенный у богов. Сохранена пластика образа.

Различается фон: на мозаике он более плотный. Космонавт находится в «сгустке» энергии, выходит из него к нам.

На плакате фон разрежен, смягчён округлыми очертаниями небесных тел, и движение космонавта воспринимается как менее быстрое, не порывистое, а плавное.

Эта разница в фоне и – как итог – в восприятии образа может объясняться тем, что художник учитывал пространственную ситуацию в целом, когда создавал работу.

Сходство между мозаикой и плакатом столь велико, что не может расцениваться как случайное. И оно подводит к предположению, что автором плаката способен оказаться сам Юрий Королёв, создавший для нашего города «вариацию на тему». Значительно менее вероятным представляется заимствование этого образа другим автором.

Из всех изображений, побывавших на стенде, космонавт, несущий в ладонях звезду, являлся, безусловно, лучшим – и по масштабу, и по содержанию, и по эстетическим качествам. За рамками сравнения я оставляю, разумеется, план района Новые Подлипки, поскольку его миссия была информационной.

Нынешнее заполнение плоскости, как я уже говорила, – худшее. Его необходимо заменить, и, если условия позволяют, почему бы не отдать этот уличный стенд в хорошие профессиональные руки под мурал, например?

Мария МИРОНОВА

*Статья была впервые опубликована в газете «Калининградская правда» 13 июля 2023 года, с некоторыми редакционными купюрами и правками. На сайте Королёвского краеведческого общества печатается авторский текст.