Двадцатый век в судьбе Яковлевского приюта
Продолжается публикация цикла статей о Болшевском ремесленно-исправительном приюте:
https://kko-korolev.ru/2023/08/%d0%bf%d1%83%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8/692/
https://kko-korolev.ru/2023/09/%d0%bf%d1%83%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8/746/ Летопись Болшевского ремесленно-исправительного приюта. Часть 1,2.
Сергей Павлович Яковлев готовил отчеты о деятельности Болшевского приюта с начала его образования в 1874 году. В 1876 г. для выставки в Брюсселе он подготовил отчет, план и устав. В 1884 г. в Киеве издал и представил десятилетний отчет на обсуждение II съезду представителей русских исправительных приютов. В 1890 году для IV Международного Тюремного конгресса в С.-Петербурге был издан исторический очерк о деятельности приюта со времени основания по 1 января 1890 года. Наконец, к 25-летию приюта вышел очерк о деятельность приюта. В благодарность за активную попечительскую деятельность Сергея Павловича Яковлева на протяжении 25 лет с 1900-х годов приют стал называться Яковлевским.
В журнале «Тюремный вестник» почти ежегодно печатался отчет по Болшевскому приюту, но в начале 20 века вышли только две публикации. Существовали и «Отчеты по Главному Тюремному Управлению» исправительно-воспитательных приютов России, которые носили статистический характер, где публиковались расходная и доходная части, расходы на одного ребенка за отчетный год.
В журнале «Тюремный вестник» за 1903 г. приют уже именовался Яковлевским.
Обучение ремеслу было поставлено хорошо, но у воспитанниц недоставало вкуса при выборе фасона и отделки, поэтому они не могли занять должность учительницы рукоделия в какой-нибудь школе, хотя потребность в таких учителях была.
Для этой цели попечительство приюта помещало после его окончания некоторых воспитанниц в профессиональную школу М.Н.Ермоловой и М.М.Линдеман для совершенствования ремесла. Оплату за каждую стипендиатку попечительство приняло на себя, что составляло в год 125 руб.
Приют, кроме детей по приговорам, принимал вообще детей заброшенных, спасая их от соблазнов беспризорной жизни.
Попечительство вручало награды за хорошее поведение, успехи в учебе, ремесле. Раздача наград производилась после годовых испытаний и во время праздников Пасхи, Святок.
Попечительницей приюта в 1902 году стала Елена Львовна Ценкер, но вскоре её сменила потомственная почётная гражданка Анастасия Александровна Николаева. Попечителями по-прежнему были С.П.Яковлев и Б.Ф.Штиглиц, который сделал щедрое пожертвование и также учредил две стипендии. Сотрудниками оставались Н.И.Степанов и И.А.Яковлев.
В 1903 году значительные расходы пришлись на ремонтные работы: переделали водопровод, вырыли новый колодец, поставили новый насос, провели в само здание канализацию и водопровод. Работы проходили под руководством архитекторов А.У.Беливича и М.А.Петрова.
В 1904 году число воспитанниц выросло, что потребовало сделать к зданию новую пристройку, одноэтажную каменную, площадью 54 кв. саж. К спальне, рассчитанной на 30 кроватей для младшего отделения, теперь примыкали бельевая и комната надзирательницы. План пристройки, прачечной и бани взамен старой деревянной был составлен арх. М.А.Петровым, и постройка шла под его руководством. Израсходовано было 8000 р., сверх того сотрудником приюта Версиловым пожертвовано 35 тыс. красного и 4 тыс. белого кирпича.
Смотрительницей приюта оставалась М.С.Шуцман, её помощницей А.Н.Когаут, законоучителем о. Н.С.Георгиевский. Обучением начальных классов занимались А.Е.Яшки и Ю.Н. Яшки, пению – Г.Н.Вишнякова, белошвейному ремеслу — Е.П.Георгиевская, портняжному – Е.И.Родзевич и В.И.Казеннова. Для повышения портняжного мастерства приглашали 2 раза в неделю из Москвы учительницу.
С 1908 года смотрительницей назначена Елена Львовна Петке, которая исполняла эту должность длительный срок.
Седьмой съезд представителей русских исправительных заведений
12 октября 1908 года в Историческом музее открылся 7-й съезд представителей русских исправительных заведений для малолетних. Присутствовали члены съезда и представители различных учреждений, представители заведений. От Болшевского (Яковлевского) приюта для девочек присутствовали попечитель приюта И.В.Версилов и заведующая приютом М.И. Гнутова. После торжественного открытия съезда, на следующий день в утреннем заседании помянули о лицах, скончавшихся после 6-го съезда. В их числе был и Сергей Павлович Яковлев, скончавшийся в 1906 году: «его, мы участники съездов, помним хорошо, помним как его участие в наших работах, так и его деятельность в пользу единственного большого приюта для девочек, получившего его имя».
Попечитель приюта, Версилов Алексей Иванович, выступая на съезде, напомнил, что
«приют носит совершенно иной характер. Это благотворительное учреждение, существующее на особые суммы, на сборы, собранные с того, что нам не нужно. Мы весь этот хлам подбираем, в мастерских отделываем, переделываем и пускаем в продажу в магазин; таким образом, этими средствами вырабатываем до 19.000 руб. в год валового сбора от продажи, и мы имеем возможность расходовать до 16.000 руб.
Имеет две десятины земли, данное Обществом, на которых мы не можем развить земледелие. Здание наше существует 35 лет, обратилось в решето, холод страшный, отопления нет, крыша течет, но нам разрешен кредит на перестройку всего приюта».
Примечание автора статьи: Странно было читать строки об убогом состоянии здания приюта, так как, судя по отчетам, средства на перестройку и ремонт постоянно выделялись.
Заведующая приютом, Гнутова Мария Ивановна, начала свое выступление с сообщения о составе служащих:
«Состав служащих нужно разделить на две категории: с образовательным цензом и со специальной подготовкой. К первой категории принадлежит заведующая приютом и две учительницы грамоты с таким же образованием. Надзирательницы должны быть с профессиональной подготовкой: 1 надзирательница-фельдшерица и 3 учительницы рукоделия. Заведующая получает 480 руб., учительница 240 руб., учительница рукоделия по 180 руб., заведующая белошвейным отделением получает отчисление с работы 5%, помощница заведующей хозяйством, — особа, не окончившая институт, — 240 руб., затем приходящий учитель, священник-законоучитель 120 руб., учитель пения с таким же содержанием. Способом поощрения деятельности педагогического персонала является награда знаками отличия: так, между служащими двое за 10-летнюю службу получили серебряные медали на Станиславской ленте. Одной из мер поощрения служит денежная награда в виде месячного содержания к Пасхе и Рождеству.
Няни получают по 8 руб., 3 дворника несут на себе обязанность по уборке скотного двора и уборке огорода; кроме того, скотница, кухарка и прачка. Девочки стирают белье на всех живущих в приюте. Весь штат получает квартиру с отоплением и освещением, на стол полагается от 10—12 руб. на каждого человека в месяц. Наемного труда почти нет, в очень редких случаях берутся поденщицы в прачечную, когда появляются заболевания между нашими девочками, и они не могут справиться с большим количеством белья».
Также она рассказала о том, как относятся к вновь прибывшим девочкам. Надзирательница и учительница присматриваются к девочке, невольно им помогают и воспитанницы.
«Обращаем, например, внимание старших воспитанниц на младших, чтобы они могли быть полезными своим маленьким сожительницам, например, в такие моменты, когда весь приют собирается вместе в столовой или на общей молитве.
Маленькие и средние разделены на группы. В каждой группе 1—2 старшие, которые оказывают на них влияние. У нас 10 столов и на каждый стол 2 старшие, которые присматривают за младшими. Это дало хорошие результаты. Я могу указать, что у девочек развились инстинкты материнства по отношению к маленьким, стали заботливо относиться к ним, присматривать за ними».
Что касается наказаний, то в Яковлевском приюте применяются не только настойчивые требования, но и более сильные средства — такие, как изоляция:
«Прежде для изоляции был карцер, отдельная комната, теперь отдельной комнаты нет, теперь изолируем девочку в одну из своих комнат, чаще всего в спальню, потому что она удалена от остальных комнат. Изоляция эта на первых порах проходила очень шумно, девочка требовала освобождения, но затем стихала…. Самым действенным наказанием является лишение праздничных удовольствий. Чтобы было чего бояться, чего лишиться, мы стараемся, по мере возможности и средств, разнообразить эти удовольствия».
Возрастные воспитанницы
«сами находят себе занятия, и нам только остается не мешать им, помогать и принимать участие в их играх и развлечениях. У нас бывают спектакли, но не думайте, что это настоящий спектакль. Это устраивается так: в журнале «Детское Чтение» часто попадаются пьесы, и девочки решают разыграть их. Помощь педагогического персонала заключается в том, что он достает необходимые вещи — растения, лампу из комнаты служащих, иногда костюмы из соседнего села и так далее. Девочки любят подвижные игры, музыку, у них есть балалайки, гитары, пение занимает большое место, иногда танцуют; но так как танцы действуют возбуждающим образом, мы не позволяем танцевать более часа и не в каждый праздник. Кроме того, у каждой воспитанницы имеется своя шкатулка, которая представляет собою для неё целый мир. Мы и здесь приходим на помощь, организуем сбор лоскутков. Вот лишение этих-то праздничных удовольствий и есть наказание, и страх лишиться этих развлечений удерживает девочек на всю неделю. Относительно более испорченных и применения к ним более строгого наказания могу сказать, что в случае драки, употребления непристойных слов и т. д. мы лишаем „неблагополучную» горячей пищи; это применялось не больше, чем один день».
Поступивших девочек в первую очередь обучали грамоте. По окончании школы воспитанницы переходили в подготовительную мастерскую, а затем в портновскую мастерскую.
«Девочки, остающиеся у нас до 18 лет, отвыкают от жизни; попав в Москву, куда их употребляют большей частью прислугой, не могут устоять от массы соблазнов. Чтобы приучить их к самостоятельности, отпускаем их в наше село, даем массу поручений, отпускаем самостоятельно на прогулки. Правда, на дальние прогулки идут под надзором надзирательницы, но за покупками ходят свободно, и побегов совершенно не стало».
Праздники и их значение в жизни воспитательно-исправительных заведений
С таким докладом на седьмом съезде выступил директор С.-Петербургской колонии М.Беклешов. Доклад был основан на анкетах, составленных заведующими колониями и приютами. Оказалось, что
«большое число праздников, чествуемых русским народом, давно уже рассматривается, как одна из серьезных причин, препятствующих росту материального благосостояния.
Народные же обычаи, без сомнения, кладут свою печать и на учреждения, например, на школы».
Существовали церковные праздники: двунадесятые, местные, праздники Pождества Xристова и Св. Пасхи. Например, в Яковлевском приюте насчитывалось более 30 дней. Так много церковных праздников оттого, что наряду, например, с днем Петра и Павла праздновали дни: Ильин, Иванов, оба Николина, оба праздника Казанской Божией Матери. В некоторых заведениях продолжительно отмечались рождественские и пасхальные праздники. Так, в одном приюте эти праздники продолжались по 15 дней каждый, Мыасленица — 3 дня, в другом приюте 12 дней праздновалось Pождество Христово.
В праздновании табельных—царских дней замечалось тоже большое разнообразие: одни заведения насчитывали этих праздников до 10—11, другие же праздновали только день тезоименитства ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА.
Некоторые заведения праздновали день освобождения крестьян 19 февраля; наконец, каждому воспитаннику предоставляли праздновать день своего ангела. Кажется, очень немногие праздновали день открытия заведения.
Говоря о церковных праздниках, следует отметить, как чествовали свои праздники иноверцы.
Относительно католиков, лютеран и иудеев имеются следующие сведения: в Студзенецкой и Пуще (католические колонии) праздновали Новый год, Богоявление Господне, Пасхи 2 дня, Вознесение Господне, праздник Св. Троицы, день Св. Духа, день Божией Матери, Свв. Петра и Павла, Pождество Xристово 2 дня и праздники, которых мы не видим в заведениях с православным населением, — Св. Станислава, Св. Михаила, Всех Святых и Божьего тела. В Рижской (лютеранской) отмечались все двунадесятые, царские (10 дней), Pождество Xристово — 3 дня, Св. Пасха— 3 дня, Масленица — 2 дня и два чисто лютеранских: день Реформации и Молитвенная среда. В С.-Петербургской колонии евреи в синагогу отпускались в день еврейской Пасхи и Судный день.
Но число праздничных дней иноверцев не должно было превышать числа праздников, установленных для христианского вероисповедания.
В Яковлевском приюте иноверцев не было.
Обсуждались на съезде сроки летних каникул, прекращение работ в мастерских, занятия воспитанниц в праздничные дни.
В конце доклада рекомендовалось:
«1) Количество праздничных дней необходимо уменьшить до 70 дней в году, считая и воскресные дни.
2) Признавая праздник отдыхом, воспитатель не должен допускать воспитанников до явного бездельничанья, а путем интереса втягивать в содержательные беседы, игры, занятия, упражнения музыкой, пением и пр.
3) Признать, что и отдых воспитанников, как и все дело воспитания, должно быть проникнуто принципом индивидуализации, причем особенное внимание должно быть уделено слабым детям: их отдых должен быть отрегулирован врачом.
4) В праздничное время не рекомендуется: работа питомцев в мастерских, хотя бы и на себя, всякие занятия принудительные, а, следовательно, утомительные, игры, переходящие в азарт или раздражающие нервную систему.
5) В случае двух праздников подряд рекомендуются дальние прогулки, посещения музеев, спектакли и т. п.
6) Желательно привлечение частных лиц, как сотрудников в деле воспитания, особенно в праздничные дни, для организации игр, литературных, музыкальных и проч. развлечений».
Отчеты по Главному Тюремному Управлению исправительно-воспитательных приютов России.
Болшевский (Яковлевский) приют стоял вторым в списках после Астраханской колонии.
Все данные были сведены в таблицы, которые имели разделы: оценка имущества приюта, перечень статей дохода, расхода, число воспитанников, основание поступления, прежняя судимость, стоимость содержания одного воспитанника.
Оценка имущества включала наличие денежных средств, процентных бумаг по номинальной стоимости, оценку усадьбы и построек, стоимость инвентаря, наличие материалов, запасов продуктов, недвижимости и долгов.
Доходы состояли из членских взносов, пожертвований, процентов с капитала, поступлений от казны, правительства и общественных учреждений (не получали), от мастерских, полеводства, садоводства и огородничества.
Расходы включали жалование сотрудникам, священнику, врачу и др., содержание школы и библиотеки, затраты на продукты, одежду, обувь, стирку, баню, расходы по лазарету, поле-садо-лесо-пчеловодству и огородничеству, содержание скота, лошадей и экипажей, расходы на постройку зданий, расширение и перестройку существующих, ремонт зданий, отопление, освещение, покупку процентных бумаг.
Годы Имущество Доходы Расходы Затраты на 1 чел.
1900 77034 27991 26309 121 руб.
1901 93841 15823 17473 нет сведений
1902 94303 18029 16776 нет
1903 110835 15981 15673 нет
1904 сведения не доставлены
1905 сведения не доставлены
1906 118623 17733 17711 нет сведений
1907 113774 15639 15736 нет
1908 126690 19883 18667 195
1909 129613 19471 16765 164
1910 122872 17619 16144 нет
1911 124221 17251 15724 196
1912 137611 19203 19405 273
1913 160932 12710 20787 280
1914 163255 33618 18074 248
1915 — —- —-
В том числе расходы:
Постройки Ремонт
1900 всего 4149
1901 4780 1571
1902 4118 336
1903 1200 1478
1906 3000 1723
1907 —- 1661
1908 —— 538
1909 —— 308
1910 —— 806
1911 1337 781
1912 780 851
1913 1678 55
1914 — 240
В недрах бывшего Центрального исторического архива Москвы (ныне ЦГА Москвы) в фонде 54 хранится дело 1914 года о проекте постройки ещё одного здания приюта (так называемого «Мадрида») и других хозяйственных строений. Но, судя по отчету 1914 года, строительство нового здания не проводилось. Сведения о существовании приюта в 1915 году не подавались.
Собранные материалы публикуются впервые.
Выражаю благодарность членам краеведческого общества Т.М.Ивановой за помощь в поиске журналов и М.В.Дагаева в технической поддержке.
Маношкина Галина, член Союза краеведов России
Продолжение следует.